Экологическая страничка

Экологическая страничка

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких…
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Человек не может жить, не используя богатств природы. Но при этом нужно уметь использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки.

Природе плохо и ей надо помочь. Леса, луга, реки, озера — это наш общий дом,а животные и растения — наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире исогласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно.

Мысль единства человека и природы – является ведущей идеей экологической работы, организованной в нашем ДОУ. Именно в детском саду закладываются основы экологической культуры, поэтому с дошкольного возраста необходимо формировать мировоззрение детей, основанного на представлении о своем единстве с природой.

Цель и задачи экологического воспитания в детском саду

В соответствии с ФГОС ДО основная цель экологического воспитания —воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Для достижения этой цели решаем следующие задачи:

  • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
  • Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:

  1. воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  2. формирование системы экологических знаний и представлений(интеллектуальное развитие);
  3. развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  4. участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Нормативно-правовые документы, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию:

  • Закон “Об образовании в Российской Федерации”
  • Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

В нашем детском саду организована деятельность по экологическому воспитанию дошкольников, в рамках данной деятельности мы используем следующие формы и методы:

  • Экологические экскурсии, целевые прогулки
  • Экологические акции
  • Лаборатория юного эколога
  • Экологические выставки
  • Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы
  • Экологические игры
  • Наблюдения
  • Заполнение календаря природы
  • Моделирование
  • Экологические мини-музеи.
  • Экологические проекты с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Надеемся, что каждый из гостей этой странички, сможет узнать новое и интересное по экологическому воспитанию дошкольников, а также по организации экологической работы в нашем детском саду «Улыбка».

Экологические газеты

Экологическая газета — это особая форма работы, с помощью которой рассказывается об организованных проектах, проведённых мероприятиях,конкурсах, акциях по экологическому воспитанию дошкольников.

В нашем детском саду экологические газеты создаются в ходе изучения лексических тем экологической направленности в течение всего календарного года: «Азбука экологической безопасности», «Красная книга», «Сезонные изменения в природе», «Витамины на грядке и на дереве», «Дары леса»,»Птицы и животные наших лесов», «Мое село. Мой город», «Птицы и животные Севера и жарких стран», «Подводный мир», «Цветущие растения сада, поля и луга», «Насекомые», «Комнатные растения», «Безопасное лето»,»Мир воды», «Природа и безопасность».

Экологические проекты

Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты , в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу. Использование проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Цель проектов — создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую(художественно-эстетическую), коммуникативную.

В нашем детском саду «Улыбка» экологические проекты реализуются с воспитанниками 3 — 7 лет, с участием родителей.

Экологические акции

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции.

Экологические акции — это событийно — значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры,активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Выбор данной формы работы не случаен, так как:

  • акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
  • акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе,желание беречь её и заботиться о ней.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

  • в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
  • акции — это «игра — всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;
  • обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Экологическая акция «Наши пернатые друзья»

Цель: привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.
Задачи:

  • воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
  • расширение знаний детей о зимующих птицах Урала;
  • формирование умения правильно подкармливать птиц;
  • вовлечение родителей в активную совместную деятельность с детьми и педагогами детского сада;
  • формирование основ экологической культуры.

План проведения акции:

  • рассматривание картин о зимующих птицах;
  • наблюдение за птицами на прогулке;
  • просмотр презентации «Зимующие птицы»;
  • рисование листовок «Поможем птицам зимой»;
  • изготовление с родителями кормушек;
  • выставка птичьих кормушек «Птичья столовая»;
  • размещение кормушек на участке ДОУ;
  • ежедневная подкормка птиц;
  • выставка детских рисунков « Птицы на кормушке»;
  • агитация жителей микрорайона (раздача экологических листовок с призывом помогать птицам в зимнее время).

 


Акция по сбору макулатуры и пластика

Цель: предотвратить загрязнение окружающей среды пластиковой посудой,бумагой и другими бытовыми отходами.
Задачи:

  • расширять представление детей и взрослых о вреде брошенной пластиковойпосуды , бумаги и другого бытового мусора для окружающей среды;
  • формировать чувство ответственности за чистоту окружающей нас природы;
  • вовлечь родителей и детей в природоохранную и созидающую деятельность.

План акции:

  • наблюдения за чистотой на участке ДОУ, прилегающей территории, в селе, городе;
  • просмотр слайдшоу «Мусор», “Какой вред наносит мусор окружающей среде»,фильмов «Острова из мусора в океанах», «Три пластиковые бутылки, или круговорот пластика в природе» и др.;
  • рисование листовок «Очистим город от мусора»;
  • раздельный сбор мусора: пластиковых бутылок, макулатуры, бытовых отходов;
  • зелёный субботник на территории ДОУ.

В ходе акции собрано и сдано 156 кг макулатуры, 7 кг пластиковых бутылок.

 


Акция «Сохраним лес от пожара»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения квыполнению требований пожарной безопасности в природе.
Задачи:

  • формировать у детей представления о лесе, как природной кладовой для человекаи уютном доме для диких животных;
  • углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров,о том, чем опасен открытый огонь для растений, животных и человека в лесу;
  • актуализировать знания детей о правилах поведения при пожаре в лесу

План акции:

  • подбор детской художественной литературы для чтения, сюжетных картинок ииллюстраций по теме;
  • НОД познавательного цикла «Лес и его обитатели»;
  • беседа с детьми «Какую пользу лес приносит?»;
  • просмотр с детьми презентации «Правила поведения в лесу»;
  • беседа с детьми «Огонь друг или враг»;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • выставка работ «Береги лес от пожара»;
  • распространение листовок «Сохраним лес от пожара» среди взрослого населения

 

Экологические конкурсы

Конкурс поделок «Упаковке – вторую жизнь», 21 апреля


Конкурс поделок из бросового материала
«Сохраним планету», 26.04.2019

В рамках тематической недели «Азбука экологической безопасности» в детском саду прошел конкурс поделок из бросового материала «Сохраним планету». Конкурс проводился с целью приобщения детей и взрослых к охране окружающей среды. В конкурсе приняло участие 55 детей со своими семьями.Были представлены работы, выполненные как одним автором, так и группой авторов. Все работы были изготовлены из бросового материала, форма изделий разнообразная. Жюри оценивалось: эстетичное оформление работы, степень участия ребенка при выполнении работы, оригинальность, художественная выразительность, разнообразие использованных видов бросового материала. По результатам конкурса были определены победители. Благодарим всех участников  конкурса за проявленную активность и творческий подход при изготовлении поделок.

Экологические праздники, экскурсии

Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения, которые углубляют усвоение экологических знаний о природе, её причинно-следственных связей, влияют на накопление и актуализацию экологического опыта у детей.

Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений,игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Экологическое воспитание посредством музыкальных праздников и развлечений – это воспитание на чувственном уровне, это возможностьдостучаться до души каждого маленького человечка, который однажды вырастет и встанет перед ответственностью за будущее всего человечества.

Экскурсии – особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, насекомыми,животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе.

Экологический праздник «День Земли», 19.04.2019
22 апреля отмечается Всемирный день Земли.

Накануне, 19 апреля ребята нашего детского сада отметили это праздник.

Дети приняли участие в занимательной игровой викторине, в ходе которой узнали много нового и закрепили уже имеющиеся знания о том, как нужно беречь природу и свою планету.

Поделились своими знаниями — как правильно отдыхать в лесу, как охранять природу и помогать животным. В завершении этого мероприятия все отправились в путешествие на лесную полянку, но заметили на ней много разного мусора. Ребята сразу приняли решение навести порядок в лесу.

Затем рассказывали какой мусор может быть полезен и какой вреден для леса и лесных жителей. Этот праздник был очень познавателен для дошкольников.


Экологический праздник «День Земли», 20.04.2018
Ежегодно 22 Апреля отмечается праздник — день Земли!

Мы не часто задумываемся о природе, о её состоянии, не всегда выполняем правила поведения в лесу, не всегда убираем за собой мусор. Мы с ребятами решили обратить на это внимание и, побывав на лесной полянке, собрали мусор, превратились в пчёл и собирали нектар. Так же мы изучили экологические знаки, поделились своим опытом «Как я помогаю природе». Праздник прошел поучительно и интересно.

Берегите природу!


Экскурсия в Камышловский краеведческий музей, 30.03.2018

30 марта ребята подготовительной группы посетили в Камышловском краеведческом музее экспозицию «Природа нашего края». Экскурсовод напомнила детям о правилах поведения в музее и пригласила в зал. Ребята с интересом рассматривали птиц и животных нашего края. Многих представителей животного мира ребята знают, но никогда не видели их вблизи. Удивлялись и задавали вопросы. Познакомились с маленькой птичкой – кулик, увидели настоящее гнездо ремеза. Экскурсовод побеседовала с детьми о весенних изменениях в природе и жизни животных, рассказала некоторые интересные факты. Дети поиграли в игры:«Чей след?» «Угощения для животных», отгадали загадки. Оказавшись в необычной музейной обстановке, ребята поняли, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора или читая книгу, но и рассматривая музейные экспонаты и общаясь с экскурсоводом.

Экологические игры для детей
Экологические сказки для детей
Экологические советы

Экология для детей

Делимся своими рецептами, как можно рассказывать детям об экологии.

  1. Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак. Это творческое занятие для детей и взрослых. Тем самым, мы сразу делаем два дела: утилизируем пластик корректным образом, даем ему вторую жизнь, и кормим птиц, что любят делать все дети!
  2. Сортировка мусора. Путем собственного повседневного примера, взрослые могут показывать, как нужно сортировать мусор. Для этого мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пищевых отходов, пластика, железа, батареек. Дети быстро понимают, в чем тут дело. И кладут бумагу к бумаге, остатки еды к еде и так далее. Таким образом, мы учим наших детей с детства быть ответственными за мусор, который производим.
  3. Утилизировать отходы. Как можно это сделать? Способов очень много!Например: использованную бумагу сжигать и пеплом удобрять свой участок, или делать из старой бумаги новую. Пластик использовать многократно, ведь с одним и тем же целлофановым пакетом можно ходить в магазин много раз, и тогда не появится необходимость брать новый пакет. Пищевые отходы использовать в компост. И, конечно, рассказывать об этом детям, для чего мы это делаем, почему важно не оставлять после себя мусора. Детям нужно знать, куда попадает мусор,если его не сортировать и выносить кашу из отходов в мусорный контейнер. Если сами родители сортируют и утилизируют мусор, который производят, то ребенок будет понимать, почему нужно это делать.
  4. Собирать макулатуру и сдавать. Это хорошее решение для жителей многоэтажных домов. Вам сложно использованную бумагу сжигать, но есть более корректный способ. Собирайте бумагу и сдавайте в пункты сбора макулатуры. Из использованной бумаги сделают новую бумагу. А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. Самое главное рассказать малышам, для чего мы это делаем.
  5. Купить многоразовую сумку для магазина. Купить классную тряпичную сумку с веселым рисунком для походов в магазин. А еще лучше, самим нарисовать рисунок на простой холщовой сумке акриловыми красками.
  6. Многоразовая бутылка для воды. Для воды, которую вы берете на прогулку,можно использовать алюминиевую или стеклянную бутылку, которую можно использовать много раз. Не покупайте все время новые пластиковые бутылки с водой. Деткам нравится иметь свою собственную бутылочку с водой.
  7. Собирать мусор. Дети быстро подхватывают идею чистой земли, чистоты и красоты. И если им предложить пойти гулять и, заодно, собирать мусор, они согласятся. Вместо того, чтобы думать, кто это намусорил, лучше помочь нашей планете и отнести пластик хотя бы до мусорного ведра, а если есть возможность, то утилизировать.
  8. Проводить уроки экологии для детей. Рассказывать о сортировке и утилизации мусора. После чего собирать мусор вместе.
  9. Сажать деревья и не только! Посадить дерево около своего дома или развести цветник, это отличный пример для наших детей, с помощью которого мы,взрослые, можем научить их любить природу. Детям интересно сажать семечки от съеденных фруктов или овощей вместе с родителями
  10. Проращивать проростки. Это удивительное чудо, наблюдать, как из разбухшей фасолинки выглядывают зеленые росточки. Это отличное интерактивное обучение для малыша, где на практике малыш видит, как растут растения. Проростки можно выращивать дома даже зимой. А тем более, что они полезны и их можно использовать для приготовления пищи. Что можно проращивать? Чечевицу, овес,пшеницу и другое.
  11. Играть в экологичные игры. Не стоит закидывать ребенка пластиковыми игрушками из магазина. Кукол можно шить самим, ведь это сакральная игрушка для девочек. Если мама сошьет куклу сама, то игрушка станет одухотворенной и будет защищать дочку. Пирамидки можно сделать из деревянных брусочков. И так во всем. Вместо магазинного пластилина можно лепить из соленого теста, красить его пищевыми красителями. Детям очень нравится водить хороводы, петь песни и показывать кукольные спектакли.
  12. Общаться с живой природой. Здороваться с землей и солнышком по утрам,рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает. Обнимать деревья. Передавать привет ветру. Рекомендуем, как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой,восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.
  13. Создавать семейные традиции. У каждой семьи могут быть свои собственные,регулярно совершаемые, большие и маленькие семейные традиции. У малыша,таким образом, формируются семейные ценности. А у семьи накапливается свой семейный устав. Для этого нужно уважительно относиться к членам семьи, чтобы малыш чувствовал, как родители уважают и любят друг друга. Маленького человечка нужно питать семейными ценностями, как цветочек водой. Семейные ужины, поездки в какие-то волшебные места, общение с природой. Всегда делайте какие-то личные, только семейные соединения. Именно такие моменты остаются глубоко в памяти ребенка, и так чудесно, когда в сознании накапливаются ценности семьи, дома, взаимной радости и любви. Также советуем рассказывать ребенку про его предков, чем они занимались, какие достоинства у них были. Рисуйте вместе родовое дерево и желайте своим предкам всего самого доброго.
  14. Кормить любых живых существ. Конечно, почти все дети любят кормить ..рыбок, птичек, белок, собак и других живых существ. И это отличная традиция.Умение помочь и поделиться чем-то важным — это волшебное состояние любого человека. И для маленького человечка большой радостью является покормить птиц в парке, рыбок в пруду, налить молоко для бездомной собаки. Все это воспитывает в наших малышах любовь и заботу.
Календарь экологических дат

 

Январь

  • 11 января — День заповедников и национальных парков.

Февраль

  • 2 февраля — Всемирный день водно–болотных угодий.
  • 19 февраля — Всемирный день защиты морских млекопитающих.
  • 27 февраля — Международный день полярного медведя. (День белого медведя).

Март

  • 3 марта — Всемирный день дикой природы.
  • 14 марта — Международный день рек.
  • 15 марта — Международный день защиты бельков (детенышей тюленя).
  • 21 марта — Международный день леса.
  • 22 марта — Всемирный день водных ресурсов.
  • 30 марта — День защиты Земли.

Апрель

  • 1 апреля — Международный день птиц.
  • 15 апреля — День экологических знаний.
  • 19 апреля — День подснежника.
  • 22 апреля — Международный день Земли.

Май

  • 9 мая — Всероссийский день посадки леса
  • 15 мая — Международный день климата.
  • 22 мая — Международный день биологического разнообразия

Июнь

  • 5 июня — Всемирный день окружающей среды
  • 5 июня — День эколога
  • 6 июня — Международный день очистки водоёмов
  • 8 июня — Всемирный день океанов
  • 17 июня — Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.

Июль

  • 23 июля — Всемирный день китов и дельфинов
  • 29 июля — Международный день тигра

Август

  • 18 августа — Всемирный день бездомных животных

Сентябрь

  • 13 сентября — День Байкала
  • 13 сентября — Всемирный день журавля
  • 16 сентября — Международный день охраны озонового слоя.
  • 24 сентября — Всемирный день моря.

Октябрь

  • 4 октября — Всемирный день животных.
  • 6 октября  — Всемирный день охраны мест обитания.
  • 31 октября — Международный день Черного моря.

Ноябрь

  • 12 ноября — Синичкин день.
  • 15 ноября — Всемирный день вторичной переработки.
  • 24 ноября — День моржа.
  • 29 ноября — День образования Всемирного общества охраны природы.
  • 30 ноября — Всемирный день домашних животных.
  • 30 ноября -Всемирный день слонов.

Декабрь

  • 5 декабря — Всемирный день почв.
  • 13 декабря — День медведя в России.
Пролистать наверх